Кто они современные мусульманские женщины? 1 февраля отмечается Всемирный День платка (хиджаба), появившийся в 2013 году по инициативе американской студентки Назмы Кхан, уроженки Бангладеша. Она стремилась донести до людей мысль, что ношение хиджаба — это право женщины следовать традиционной культуре и он не является признаком принадлежности к террористической организации. Благодаря интернету идея отмечать День платка широко распространилась по многим странам. В Кыргызстане в этот день в Бишкеке и Оше проходят мероприятия, направленные на информирование общественности о культуре ношения платка как атрибута женщины-мусульманки с целью уважительного отношения. Жительница Оша Жылдыз Асаева старается не пропускать эти встречи, чтобы еще раз увидеться с единомышленницами, поговорить о культуре, образовании и прочих ценностных ориентирах современного общества.
Резюме на несколько страниц
Жылдыз 32 года, с юности совмещает работу с учебой, сейчас получает третье высшее образование психолога и намерена продолжить научную деятельность в этом направлении. До этого она сменила множество профессий, каждый раз осваивая с нуля новый пласт знаний, шутя, называет себя «вечным студентом». Всегда активная, деятельная, стремится к новым знаниям, старается внести позитивные изменения.
Выбор первого высшего образования был сделан под влиянием родителей: Жылдыз поступила учиться на биолога, потом перешла на факультет экологии. Будучи студенткой, устроилась работать в банк.
— Это была моя первая работа, я толком не умела работать на компьютере, медленно и неуверенно тыкала пальцем по клавиатуре, потом освоилась. Работа в банке научила меня быть собранной, ответственной, компетентной, соблюдать строгую конфиденциальность, работать с информацией. Навыки работы с таблицами и цифрами помогают мне в повседневной жизни. Был опыт работы учителем биологии. Если с детьми легко нашла общий язык, то с руководством школы было сложнее: у авторитарного директора были свои правила. Полная инициативы работать в школе, я старалась разнообразить процесс обучения, водила детей на экскурсии в ботанический сад, организовывала им практические занятия на факультете своего вуза, так как в школе не было микроскопов и прочих вещей. В школе проработала год.
Переломным моментом стал 2010 год. После трагических событий на юге страны Жылдыз устроилась работать в одну из правозащитных организаций, которая занималась оказанием помощи пострадавшим жителям. Каждый день Жылдыз видела переживания и нужды пострадавших людей, которые потеряли жилье, документы, близких людей. Помогая людям, Жылдыз формировалась как правозащитница. На тренингах впитывала недостающие правовые знания, было желание продолжить эту работу через обучение в Академии ОБСЕ, получение второго высшего образования в области юриспруденции. Она поступила на юридический факультет, но вскоре поняла, что быть юристом не подходит для ее натуры.
Поиск самой себя продолжался еще несколько лет. Был период, когда Жылдыз освоила профессию наращивания ресниц (lash maker) и подумывала уйти в индустрию красоты. Навыки наведения красоты лишними не бывают.
Выстраданное счастье
Жылдыз искала ответы на свои вопросы и все чаще вера давала ей необходимое успокоение и уверенность. Во всех ее увлечениях всегда поддерживает муж Мухаммед Диёр. Он не настаивает, не оказывает давление, но в нужный момент подсказывает направление. По образованию он психолог. Познакомились они в 2010 году в той правозащитной организации. Как оказалось, они во многом понимали и дополняли друг друга. «Мы встретились именно тогда, когда нуждались друг в друге». Дорога к семейному счастью была непростой. Диёр находился на стадии развода с прежней супругой, с которой у них было двое сыновей. Он тяжело переживал, нуждался в поддержке, которую, на свое удивление, нашел в молодой и хрупкой девушке с сияющими глазами и задорной улыбкой. Под путеводной звездой они шаг за шагом преодолевали препятствия. Знакомые не поддерживали выбор Жылдыз, было давление со стороны родственников, родителей, друзей и коллег, когда их пытались разлучить, и чуть ли не каждый стремился навязать свою картину миру. Молодая и неопытная, она с трудом противостояла давлению, была подавлена и сильно переживала. Ей и ему приходилось оправдываться за свою любовь. Они выстояли!
«Готовые дети» и малышка
Сыновья, которым было 4 и 6 лет, остались с отцом, Жылдыз стала им второй мамой, до сих пор они так и называют ее — «мама». Через несколько лет родилась дочь — Ева, которая еще больше сплотила семью. Она вспоминает, как летним днем идет по городу в легком платье, придерживает руками коляску с новорожденным ребенком, рядом с ней идут два мальчика. Они обсуждают, что будет на ужин, когда глава семьи вернется с работы. Приятная картина семейной жизни, полная гармонии и счастья.
— Мне приходилось много работать над собой: стать матерью двух мальчиков было очень ответственно, это режим, дисциплина и прочее. Да, мне помогали мои педагогические знания и опыт, но, большей частью, я действовала на интуитивном уровне. Рождение дочери стало для нас долгожданным подарком! Еще в юности, задолго до замужества я почему-то знала, что у меня будет дочь по имени Ева. Появление малышки еще больше изменило меня: я стала более понимающей, сострадающей. Как оказалось, малыш в семье означает другой уровень жизни. Если раньше у меня были «готовые дети», то теперь мне приходилось подстраиваться. Сил требовалось больше, но, как я заметила, после рождения ребенка силы словно удваиваются.
Помогая себе — помогаешь другим
Семейная жизнь не мешала Жылдыз искать себя в разных профессиях. Муж-психолог ненавязчиво предлагал ей стать психологом, указывая на ее сильные стороны: эмпатию, умение внимательно слушать, желание учиться и осваивать новые направления. Она отказывалась, но все чаще задумывалась, каким образом она может помочь нуждающимся в поддержке уязвимым людям, чаще всего это были женщины пережившие насилие, малоимущие, одинокие, неуверенные.
Жылдыз согласна с тем, что многие, кто стал психологом, пришли в эту профессию в стремлении решить какие-то свои личностные вопросы, она не исключение. Путь к гармонии с собой привел ее к необходимости получения базового образования психолога, что она и сделала, поступив в вуз. Кроме этого она проходит онлайн платные курсы по разным направлениям психологии. Это недешевое обучение, в месяц обходится больше сотни долларов и длится полгода, по окончании предусмотрена выдача сертификата.
Нередко психологи отмечают недостаточное понимание в обществе, что заботиться о своем внутреннем мире также важно, как и вовремя лечить, например, зубы. И каждый труд, в том числе, психолога, должен достойно оплачиваться. Оплата повышает ценность и значимость услуг, тем более в тандеме «психолог — клиент» второму предстоит усиленно работать над собой. Психологи, как правило, не могут дать точного ответа: «Все, клиент не нуждается в моих услугах», в некоторых случаях это взаимодействие продолжается годами, а то и всю жизнь. Терапия — это путь к гармонии с самим собой и окружающим миром.
Жылдыз напоминает, что психолог сам нуждается в поддержке, к сожалению, в Оше мало кто из психологов проходит личную терапию, порой это болезненно, но необходимо.
Личная терапия помогает глубже понять клиента, способствует профессиональному росту. Надо уметь проживать свои эмоции, проработать свои травмы, найти решение во своих личностных конфликтах. Помогая себе — помогаешь другим.
Иногда она с мужем устраивают сеансы супервизии: обмен кейсами без указания личной информации о клиенте с целью разбора ситуации и выработки наилучшей стратегии терапии. В остальное время дома — она мать, жена.
Защита, награда, спокойствие — платок
Освоение новой профессии психолога шло с параллельным углублением в веру и изучением религии. Появление платка как постоянного атрибута многое дало Жылдыз. Она говорит, что долго шла к этому. У нее не было такого, чтобы утром она проснулась и вдруг поняла: «Вот, мол, сегодня день, когда я надену платок и это будет навсегда». Решение принималось не сразу, были попытки вновь вернуться к прежнему облику: надеть удобные шорты и привычные футболки. Были переживания по поводу того, как к ее новому облику в платке отнесутся работодатели. Она знала, что жизнь поменяется и была готова к этому.
— Надев платок, я почувствовала такой прилив радости, словно приобрела бесценный подарок! Это ощущение защищенности, уверенности, успокоение. Для меня платок является некой гарантией безопасности в обществе. В платке мне очень комфортно.
Общение с некоторыми знакомыми постепенно прекратилось, так как Жылдыз уже не стремилась пойти на встречу, она изменилась. Как психолог, она говорила себе, что «если кому-то мешает мой платок, то это не мои отношения».
— Нужно понимать, для чего ты носишь платок? Когда женщина понимает это, она многое приобретает, ведь это ее осознанный выбор. Это награда от Всевышнего!
Этот шаг к себе стал важным и в профессиональном плане: на практике доверие к психологу — женщине в платке — имеет значение. Она вызывает больше доверия. В своем блоге Жылдыз поднимает многие важные темы, на которые при встрече женщины стесняются говорить, а в соцсети они готовы делиться переживаниями, задавать вопросы. Шаг за шагом меняется отношение к пониманию взаимодействия с психологом. И платок в этом помогает.
В Международный День платка Жылдыз хотела бы обратить больше внимание на гармоничность и всесторонность развития женщин и девушек через получение образования, самореализацию в любой сфере. Религиозность не помеха для самоограничения. Быть в гармонии с собой и миром — это большое счастье, уверена Жылдыз. Ее путь к себе был сложным, сейчас она уверена в себе и своих силах, и готова помогать другим, словно путеводная звезда, именно это означает ее имя.
Сахира Назарова, PreventionMedia
Фото из личного архива Жылдыз Асаевой